Капризы и упрямство
Социальный педагог:
Хачик Наталья Петровна
Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:
- Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве.
- Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.
- Своеволием
- Недисциплинированностью
Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.
Существуют разные аспекты происхождения упрямства, но главная проблема – во взаимоотношениях родителей и детей.
Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.
УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.
Проявления упрямства:
- в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
- выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления ещё в дошкольном возрасте из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.
Главное с упрямыми детьми – это смотреть на них непредвзятыми глазами, пытаться увлечь их интересным заданием и игрой – всем тем, что создало бы повод для своевременного одобрения и похвалы.
КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.
Проявления капризов:
- в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
- в недовольстве, раздражительности, плаче.
- в двигательном перевозбуждении.
Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
- Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
- Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
- Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
- Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
- Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
- В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!
- Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.
Плач, как и радость, смех, одно из наиболее частых выражений эмоций у детей. Плач – особый язык ребенка, и от того, как взрослый понимает его, во многом зависит взаимопонимание с детьми. Если ребенок мало говорит, но много плачет, это симптом эмоционального расстройства, указывающий на боязнь выразить вслух свои чувства и желания. Чрезмерная забота и опека на фоне полной вседозволенности со стороны родных, как правило, сопровождается повышенной капризностью у детей, одним из проявлений которой и является плач, доходящей до истерии.
Плаксивость – постоянное «нытьё» - это симптом внутренней неудовлетворенности, беспокойство, недовольства отношением окружающих (им никто не занимается, он не может занять себя, плохое настроение, срывание зла и усталости на ребенка со стороны родителей).
Когда плач носит характер явной истерии, самое лучшее не подкреплять его повышенным вниманием, а предоставить возможность выходу нервного напряжения. В остальных случаях с плачем нужно разобраться, что возможно только при доверительном контакте и гарантии отсутствия наказания.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:
- Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
- Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
- Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
- Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
- Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют « капризулю» и он успокоится.
- Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
- Используйте спокойный, доброжелательный, но настойчивый тон общения, без раздражительности.
- Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
В каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:
- достигнуто не своим трудом.
- не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
- из жалости или желания понравиться.
2. НУЖНО ХВАЛИТЬ:
- за поступок, за свершившееся действие.
- начинать сотруднич ать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
- очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
- уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совете, как у взрослого).
О наказаниях необходимо остановиться более подробно.
3. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ РЕБЕНКА КОГДА:
- Ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
- Когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
- Во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
- После физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
- Когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
- Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
- Когда вы сами не в себе.
Что делать, если ребенок не хочет спать днем?
Наиболее частой причиной расстройства сна у детей является невропатия. Она сопровождается затрудненным засыпанием и беспокойным сном. Встречается у эмоционально чувствительных детей со склонностью к беспокойствам и страхам. Как же уложить ребенка спать днем?
1. Установите четкий режим дня для ребенка, учитывая его внутренний биоритм.
2. Заполните первую половину дня подвижными играми, интересными занятиями, и конечно, прогулкой на свежем воздухе.
3. Успокаивающе действует на ребенка ванна с добавлением трав (пустырник, ромашка, календула, череда).
4. Используйте чтение сказки перед сном, колыбельное пение.
5. Используйте родительские хитрости:
- во сне обязательно придет Фея Сна и покажет интересную сказку:
- рядом с подушкой положить маленькое яблочко (банан, мандаринку и т.д.). "Во время сна растут не только дети, а и яблочки". Когда ребенок заснет - подменить на большое яблоко. После сна обыграть ситуацию;
- ласковым, тихим голосом, поглаживая ребенка повторять:
"Богдана ножки устали ходить
Богдана ручки устали играть
Богдана ушки устали слушать
Богдана глазки устали смотреть
Все они хотят отдохнуть!
А когда они отдохнут
Богданчик снова будет играть!";
- уложить любимую игрушку спать.
6. Сон будет крепче и полезнее, если открыть форточку (исключив сквозняки) и укрыть ребенка теплым одеялом.
7. Исключить посторонний источник звука (телевизор, компьютер и т.д.).
Главное! Набраться терпения, ведь это Ваш ребенок и Вы его очень любите!
"Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Мы устаем, от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть".
Януш Корчак
"Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Дайте детству созреть в детях".
Жан-Жак Руссо
|